Топ-15 лучших зданий мира 2013 года. Часть 2
03 января, 2014
Роман Дубровский
Это вторая часть статьи. Первую часть читайте здесь.
7. Национальный музей деревянной скульптуры, Харбин, Китай.
Еще одна работа бюро MAD и столь же экспрессивная. В спальном районе Харбина, переполненном типичными для Китая одинаковыми многоэтажками, создается новый общественный центр, одним из главных элементов которого стал музей, посвященный традиционному для страны виду искусства. Парадоксально, но в экстерьере здания никто не найдет даже намека на дерево, ставшего основным элементом его содержимого.
200-метровой длины скрученный объем, облицованный панелями из полированной нержавеющей стали, как и в случае с отелем-аркой Sheraton в Хучжоу выглядит пришельцем из фантастических фильмов, инопланетным кораблем, каким-то образом оказавшимся посреди бетонного мегаполиса.
6. Институт молекулярных исследований, Мельбурн, Австралия.
Шестиэтажный научно-исследовательский центр в Мельбурнском университете своим внешним видом демонстрирует его специализацию. Сетка из бетонных сот-окон, формирующая фасад здания, должна напоминать молекулярные структуры.
Часть сотовых ячеек при этом образует своеобразные эркеры, дополнительно выделенные ярким цветом. Боковые фасады института асимметрично перфорированы окнами неправильной формы. Упорядоченность с некоторой долей хаоса — основная мысль спроектировавшего центр бюро Lyons.
5. Культурный центр «Город искусств», Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Сейчас архитекторы предпочитают работать с современными материалами: стеклом, металлом, деревом — тем необычнее выглядит их периодическое возвращение к пламенеющему брутализму 1960—70-х годов. Массивные постройки из монолитного железобетона, оставленные в их «естественном», ничем не декорированном виде, прославляющем «честность строительного материала», были популярны полвека назад, а сейчас в массовом сознании воспринимаются антигуманными экспериментами оторвавшихся от народа проектировщиков. Выдающийся французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Кристиан де Портзампарк не побоялся пойти против вкусов публики и обратиться к наследию брутализма в своем монументальном культурном комплексе «Город искусств», созданном в солнечном Рио.
Филармония, театральный зал, залы камерной и электроакустической музыки, музыкальная школа, 10 репетиционных студий, медиатека, три кинозала, рестораны и магазины объединены в сложном асимметричном объеме, возводился который на протяжении целого десятилетия специально к чемпионату мира по футболу-2014 и Олимпийским играм-2016. Незамаскированный декоративными излишествами бетонный монолит триумфально возвращает брутализм полувековой давности уже в современных формах на передовую архитектурной мысли.
4. Fletcher Hotel, Амстердам, Нидерланды.
Иногда, впрочем, нет ничего лучше простой формы. Специалисты Benthem Crouwel предложили решить гостиницу Fletcher в столице Нидерландов в форме обычного цилиндра, уделив, тем не менее, пристальное внимание оформлению его фасадов.
60-метровое здание решено в виде каркаса из металлоконструкций с бетонным сердечником, где размещены основные коммуникации и инженерная инфраструктура. Эта нехитрая конструкция при этом «одета» в двуслойную оболочку. Внутренний слой — фибробетонные панели, перфорированные круглыми окнами разного диаметра. Внешний — панорамное прозрачное голубое остекление со специальным рисунком из синих окружностей, дополняющих внутренние «иллюминаторы». Все вместе образует своеобразный паттерн, одинаково эффектный и днем, и ночью.
3. Жилой комплекс Ardmore, Сингапур.
36-этажный кондоминиум на 58 апартаментов, спроектированный голландской мастерской UNStudio, — образцовый современный жилой комплекс. Сложный узор окон, балконов и солнцезащитных экранов, харизматичная пластика белоснежного здания напоминают об органических, свойственных природе текстурах и формах.
Квартиры размещены с восьмого этажа и выше, что обеспечивает абсолютно всех счастливых жильцов комплекса панорамными видами на город-государство. В основу планировки апартаментов архитекторы положили планы итальянских вилл эпохи Возрождения. Каждый из них разделен на 2 отдельные зоны с промежуточным пространством между ними, обеспечивающим необходимые для комфортного проживания визуальные связи.
2. Терминал 3, международный аэропорт Баоань, Шэньчжэнь, Китай.
Главная авиапремьера года — спроектированный итальянцем Массимилиано Фуксасом новый основной терминал одного из самых быстрорастущих городов Китая. Комплекс длиной в полтора километра и площадью в 500 000 кв. м способен обслуживать до 45 миллионов пассажиров в год. Огромное здание было построено менее чем за 3 года и обошлось в 734 миллиона евро.
Похожий на восьмиконечный крест трехэтажный терминал, по сути, представляет собой овальную в разрезе единую оболочку, сформированную из тысяч чередующихся металлических и стеклянных «сот». Последние обеспечивают прекрасное естественное освещение внутренних помещений, а все вместе формирует характерный рисунок как на внешних фасадах, так и в интерьерах.
1. Международный конференц-центр, Далянь, Китай.
К огромному комплексу на 90 000 «квадратов» с театральным и конференц-залами (крупнейший на 2500 человек) внутри сложно подобрать описание, но запоминается он совершенно определенно. Сложный объем длиной 60 метров, придуманный в недрах австрийского бюро Coop Himmelb(l)au, радует глаз и напрягает мысль бесконечными складками, плавными изгибами, выступающими консолями, образующими ни на что не похожий образ, немедленно ставший одной из главных достопримечательностей портового Даляня, еще 110 лет назад бывшего русским городом Дальним.
Металлическая мембрана, выполняющая роль оболочки центра, разрезана десятками горизонтальных щелей, служащих для освещения внутренних помещений. Для возведения комплекса было использовано 40 000 тонн стали, и это тот самый случай, когда каждый килограмм использован с пользой во славу инженерно-конструкторского триумфа. Китай все чаще становится площадкой для реализации порой немыслимых архитектурных фантазий, оставляя далеко позади феноменально богатые, но не отличающиеся особым художественным вкусом монархии Персидского залива.