90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя
30 января, 2014
Роман Дубровский
Как незаметно летит время. Звучит банально и до боли правдиво. Вроде совсем недавно мы отмечали начало нового века, казалось, что до Олимпиады в Сочи еще жить и жить, строить и строить, а вот он, 2014 год, бах и наступил. И как любой год он полон разными событиями и датами, среди которых есть одна, знаковая и солидная – 90-летие белорусского кино. И пускай официально этот день рождения будут отмечать только 17-го декабря, уже сегодня можно рассказать о том, как все начиналось, какие фильмы были сняты, какие звезды зажглись на протяжении этих лет, тем более что рассказать есть о чем.
Ленинград – северная столица белорусского кино
Что ж, история белорусского кино берет начало в 1924 году в Ленинграде. Почему именно там? В те давние времена в Минске отсутствовала собственная техническая база, и все кинопроизводство осуществлялось на базе ленинградской киностудии вплоть до 1939 года. Именовалась белорусская киномастерская тогда иначе — «Белгоскино», полное название: государственное управление по делам кинематографии и фотографии Наркомпроса Белорусской ССР. В 1946 году, уже располагаясь в белорусской столице, студия переименовывается в «Беларусьфильм».
Звездные дебюты
Картины, снятые на белорусской киностудии, распахнули двери для тогда еще совсем юных и малоизвестных актеров, ставших впоследствии народными артистами СССР и просто любимцами многомиллионной аудитории огромной страны. К примеру, в фильме режиссера Корш-Саблина «Первый взвод» (1933 год) дебютировало сразу несколько поистине народных артистов: великий актер Аркадий Райкин. Леонид Кмит и Борис Бабочкин – именно этот дуэт немного позже запомниться и полюбится зрителям в образе легендарных Чапая и Петьки. Также, можно сказать, что в этой картине состоялся кинодебют знаменитого композитора Исаака Дунаевского – именно его талантливой рукой написана музыка к фильму.
Звездный путь народной артистки СССР Лидии Смирновой также начался в фильме Владимира Корш-Саблина — музыкальной комедии «Моя любовь». Это был последний белорусский фильм, снятый перед войной: дата выхода на экран – 1940 год. Будущую суперзвезду советского кино Лидию Смирнову тогда называли уменьшительно-ласкательно — Лидочка Смирнова, совсем как ее героиню – Шурочку.
Партизанфильм
Киностудию «Беларусьфильм» в шутку называют «Партизнфильмом». Но как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Название придумано не случайно: большая часть фильмов, ушедших из монтажной в кинозалы и на телеэкраны, сняты именно о войне. Поэтому, опираясь на тематику только этой главы, можно написать не одну полноценную статью, так как достойных военных картин было снято не мало. Отметим самые знаковые:
«Часы остановились в полночь» (1958, реж. Н. Фигуровский). Фильм о героической странице истории минского подполья, казни палача белорусского народа гауляйтера фон Кубе.
«Константин Заслонов» (1959, реж. В. Корш-Саблин, А. Файнциммер). Фильм повествует о непростой борьбе белорусских партизан против немецких захватчиков в годы ВОВ под руководством легендарного Константина Заслонова.
«Знак беды» (1986, реж. М. Пташук). В белорусском кино найдется немного лент, которые без преувеличения можно назвать культовыми; еще меньше — являющихся знаковыми. «Знак беды» — из их числа.
«Иди и смотри» (1986, реж. Э. Климова). «Потрясение. Шок. Апокалипсис 43-го года. Беспощадная правда о войне выплеснулась за рамки экранного искусства. Это нельзя смотреть и — нельзя не смотреть!» — так отзывалась кинопресса о картине. Фильм получил главный приз Московского МКФ. Главная роль Флеры стала дебютом актера Алексея Кравченко.
«В августе 44-го…» (2000, реж М. Пташук). С последней картиной Михаила Пташука на киностудию «Беларусьфильм» снова вернулась ее основная тема — Великой Отечественной войны. Уже в год выпуска на телеканале «НТВ» фильм «В августе-44-го» был показан в рубрике «Классика военного кино».
Продолжение статьи читайте по ссылкам ниже:
90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя. Часть 2
90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя. Часть 3