Классическая модель оценки бизнеса: наступило время трансформаций
14 августа, 2015
Валентина Калинина
Классическая модель оценки бизнеса давно вошла в обиход предпринимателей. Однако в последние несколько лет активное развитие рынка купли-продажи действующих компаний показало, что количественный подход расчета финансовой полезности предприятия уже не является актуальным ввиду своей недостаточной эффективности. На замену финансовым показателям сегодня на передний план выходят неосязаемые (так называемые, интеллектуальные) активы. Как же в связи с происходящим видоизменяется и дополняется привычная модель?
Классическая модель оценки бизнеса: в чем заключается и почему устарела?
Что такое классическая модель оценки бизнеса? Определений данному понятию может быть дано множество, однако обобщенный вариант стоит сформулировать следующим образом: «это расчет денежного эквивалента стоимости компании на основании соотношения полезности (равной величине генерируемой предприятием прибыли) и затрат по ее достижению. Производятся данные вычисления с целью определения текущей цены предприятия на рынке, например, для его дальнейшей продажи.
Классический подход расчета стоимости предприятия основывается на данных финансовой отчетности деятельности компании – на определении стоимости следующих пассивов и активов компании: оборудования, машин, недвижимого имущества и т.д. На сегодняшний день одним из наиболее удобных и быстрых способов провести финансовую оценку бизнеса является использование специального калькулятора вот здесь – на известной международной платформе купли-продажи готовых предприятий.
Однако рассмотрения лишь одного финансового аспекта недостаточно – он не дает достаточную оценку бизнеса. К примеру, при расчете не учитываются, так называемые, перспективы будущей прибыли компании, принять их во внимание позволяет подготовка бизнес-плана развития предприятия. Другой игнорируемый аспект – интеллектуальные активы, которые играют важнейшую роль в деятельности компании и оказывают прямое влияние на ее прибыльность и рентабельность.
Что такое интеллектуальные активы?
Интеллектуальные активы – это сочетание определенных составляющих успеха любого предприятия:
— лояльности клиентов;
— профессионализма персонала и его способности принимать правильные решения;
— гибкости бизнеса к изменениям на рынке и др.
Учета всех перечисленных выше пунктов как раз и не достает классической модели оценки бизнеса. Решить данный нюанс можно с помощью выгодного дополнения стандартных финансовых расчетов отчетами по устойчивому развитию, которые раскрывают информацию по трем направлениям – экологическому, социальному и корпоративному (ESG – environmental, social and governance). Практика таких дополнений уже получила широкое развитие за рубежом, так как они позволяют дать наиболее адекватную и полную оценку предприятия. Такое развернутое подтверждение цены также помогает развеять многочисленные сомнения покупателя и убедить его в рациональности приобретения той или иной компании.
Развитие рыночной экономики в стране привело к тому, что бизнес стал полноценным товаром, требующим адекватной оценки. Однако она не должна ограничиваться стандартными финансовыми подходами: лишь комплексные мероприятия по расчету стоимости бизнеса обеспечат действительно эффективную оценку.