Теперь ОМОНовцы выступают в суде из соседней комнаты
14 января, 2021
Валентина Калинина
13 января 2021 года в суде Ленинского района города Гродно продолжился уголовный процесс в отношении 5 гродненцев, которых обвиняют в нарушении 2-х статей Уголовного кодекса — 342 (ч. 1) и 364 УК РБ. Дело было начато за события в Гродно 6 сентября 2020 года. Выступают в качестве пострадавших на суде 11 ОМОНовцев с измененными именами. Однако по просьбе прокурора и решению судью, их анонимность решили усилить еще больше — их опрашивали из соседней комнаты.
На скамье подсудимых 5 человек-братья Юрий и Владимир Седяневские, Александр Якубовский, сестры Надежда Степанцова и Жанна Захаркевич. В 1-й день процесса 12 января 2021 года заслушали обвиняемых.
2-й день начался с того, что прокурор сделала следующее заявление: «Пострадавшие опасаются за свою жизнь и здоровье, поэтому просят провести процесс удаленно, — добавила, — Вследствие реальной угрозы явиться в суд они не могут в связи со служебной деятельностью».
Одна из адвокатов на это заявила, что меры безопасности были применены, фамилии пострадавших изменены, они или их родные не обращались в органы внутренних дел с заявлениями об угрозах им. Таким образом, юридические основания прятать лицо в суде отсутствуют.
Но судья Левусик пришла к выводу, что есть основания допрашивать потерпевших без их визуального присутствия. В связи с этим опрос решили проводить через приоткрытую дверь совещательной комнаты за спиной судьи.
Сотрудник ОМОНа «Иван Иванов» сказал, что не знакомился с уголовным делом, но подтвердил, что использовал газ возле мини-рынка «Брест». Его руководство, по его словам, само сказало следователю, кто является потерпевшими по делу. Также он подтвердил, что писал заявление об угрозах и об обеспечении ему мер безопасности.
Он рассказал: «Первая цепь граждан препятствовала нашим законным действиям, — добавил, — Задерживал тех, кто активно оказывал неповиновение, стоял в сцепке, толкался, это был критерий для задержания, — уточнив, — Оружия, палок у людей не было. Телесных повреждений не было, судмедэкспертизы не было, — и продолжил, — С уголовным делом не знакомился».
Какую ему боль причинили Степанцова и Захарчук, он затруднился назвать. ОМОНовец не узнал пострадавших и не смог сказать, кто из них что делал на акции. После этого прокурор зачитала протокол допроса Иванова, где тот говорит об агрессивности толпы и причиненной боли.
Иванов: «Люди целенаправленно шли прорвать нашу цепочку на улице Володарского в Бресте, — уточняется, — люди толкали меня, дергали руками за форму, а дорога была блокирована».
После этого судья освободила Иванова от судебных прений.