90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя. Часть 2
31 января, 2014
Роман Дубровский
Это продолжение статьи «90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя», первую часть читайте здесь.
Бабушки белорусского кино. Стефания Станюта и Галина Макарова
Когда вы слышите слово «бабушка», какие ассоциации у вас возникают? Сразу же представляется пожилая женщина с добрыми глазами, мягкой улыбкой, вся какая-то очень родная, своя. Рядом с ней все беды и обиды отступают, а на душе становится радостно и спокойно. Есть в белорусском кино две актрисы, которым можно смело дать это почетное звание — «бабушка».
Стефания Станюта. Ее, всеобщую любимицу, называли одним из корифеев Национального театра имени Янки Купалы и считали добрым гением и «талисманом» театра. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Беларуси родилась в семье известного белорусского художника Михаила Станюты, училась в церковно-приходской школе и даже побывала на встрече царя Николая Второго с белорусским народом.
Свою первую роль Стефания Станюта сыграла в пьесе Владислава Голубка «Ганка», актрисе было всего 16 лет. А первая кинороль состоялась спустя 37 лет. В основном Стефания Станюта представала перед кинозрителем в образе мам и бабушек: «Тревожный месяц верасень», «Мама, я жив!», «Люди на болоте», «О тебе», «Белые росы» — далеко не весь перечень картин с участием этой актрисы.
Свою предпоследнюю роль в кино Станюта сыграла в фильме «Игра воображения», в котором она легкой походкой шла вдоль минской набережной в эффектной белой шляпке с огромными полями и развивающимся белым шарфом. За ней бежал главный герой картины, предполагая, что это его возлюбленная, ведь лица дамы видно не было. Возможно, по задумке режиссера Михаила Пташука, это был комедийный момент фильма, и зритель, увидев вместо избранницы героя пожилую женщину, должен был улыбнуться или рассмеяться. Но эпизодическая роль была сыграна народной артисткой с таким аристократическим шармом, что когда Стефания Станюта обернулась на камеру, весь зал в кинотеатре встал и дружно зааплодировал. На тот момент актрисе было 90 лет.
Галина Макарова. Одна из немногих в Беларуси носила высокое звание «народная артистка СССР». Ее знали и любили миллионы зрителей, как любят самых родных, самых близких людей. В 17 лет она становится актрисой Белорусского национального театра. Но этого было слишком мало для неугомонной натуры актрисы. В 1939–м она становится чемпионкой Белоруссии по мотокроссу.
«Черт в юбке» – шутливо называли ее друзья за веселый и сильный характер. Она, дочь царского офицера, занималась и верховой ездой – великолепно смотрелась в седле! А вот в кино и на театральной сцене играла в абсолютном большинстве простых деревенских женщин из народа. Ее называли самой народной из всех народных артисток. «Деревья на асфальте» – так назывался один из лучших фильмов Галины Макаровой. В сквере на площади Победы растут деревья, посаженные ею. Живой островок доброты и памяти.
Скажите, как их зовут? Сказочники белорусского кино: Леонид Нечаев Нечаев и Владимир Бычков
Кто из нас не знает фильм про Буратино или Красную Шапочку? На этих картинах выросло не одно поколение детей, а песни из этих киносказок и сейчас с удовольствием поют как ребятня, так и вполне себе взрослые люди.
Режиссер Леонид Нечаев, носящий звание «народный артист России», все равно остается нашим главным Сказочником. Его музыкальные фильмы: «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Звездный мальчик», «Питер Пэн», «Рыжий, честный, влюбленный…», с течением времени все больше и больше приближаются к эталону детского кино. В картинах Леонида Нечаева с большим удовольствием снимались одни из лучших советских актеров: Рина Зеленая, Ролан Быков, Владимир Этуш, Владимир Басов – каждый был рад окунуться в удивительный и сказочный мир детства.
Еще один сказочник белорусского кино – режиссер Владимир Бычков. Будучи еще совсем мальчишкой, он попал в массовку культового фильма советской эпохи «Молодая гвардия» и сам заболел кино. Его дебютная работа «Тамбу-Ламбу» получила диплом на МКФ в Венеции, который был подписан самой Джульеттой Мазиной.
Мальчишкой хлебнувший военного лиха, он никогда больше в героических фильмах о войне не снимался. И сам военных фильмов не снимал. Зато он вдохновенно рассказывал детям и взрослым сказки, добрые и мудрые, волшебные и не очень: «Осенний подарок фей», «Полет в страну чудовищ», «Город мастеров». Он стал Андерсеном нашего киноэкрана. Кстати, одну из своих картин, «Русалочку» режиссер посвятил своей жене. О таких людях, как Владимир Бычков, говорят: «Богом поцелованный», но, к огромному сожалению, ни какими званиями он отмечен не был. Хотя, пожалуй, самое главное звание, это признание зрителя и коллег, которые называли его «достоянием республики, в честь одноименного фильма, снятого режиссером Владимиром Бычковым.
Читайте также:
90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя. Часть 1
90 лет белорусскому кино или кинохроника глазами зрителя. Часть 3